Новости законодательства и практики его пременения

Главная / Новости законодательства и практики его пременения / Анализ судебной реформы в Законе «О судоустройстве и статусе судей» от 02 июня 2016 года

Анализ судебной реформы в Законе «О судоустройстве и статусе судей» от 02 июня 2016 года

Вчера, 02 июня 2016 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». Проанализировав Закон и пояснительную записку к законопроекту, мы попробовали разобраться что же изменилось в системе судоустройства, порядке назначения судей и какими новеллами права нас порадует новый Закон.

Потребность судебной реформы давно назрела в нашем обществе, ведь справедливый, беспристрастный и объективный суд является гарантией обеспечения прав и свобод каждого гражданина, а также гарантией построения государства, управляемого верховенством права.

Судебная реформа должна обеспечить путь нашей судебной системы к европейской системе ценностей и стандартов защиты прав человека.

Законопроектом предлагается упростить систему судоустройства, что позволит существенно разгрузить суды и соответственно сократить сроки рассмотрения дел.

Система судоустройства.

Требования к должности судьи местного суда, апелляционного суда, Верховного суда и Высших специализированных судов.

Несовместимости пребывания на должности судьи.

Мониторинг образа жизни судьи.

Дисциплинарная ответственность судей.

Порядок назначения на должность судьи, освобождение от должности судьи и прекращение полномочий судьи.

Судейское самоуправление.

Система судоустройства.

Итак, систему судоустройства составляют:

  • местные суды:
  • местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах или районах в городах, или в городе, или в районе (районах) и городе (городах);
  • местными хозяйственными судами являются окружные хозяйственные суды;
  • местными административными судами являются окружные административные суды.

Местный суд состоит из судей местного суда, из числа которых назначается председатель суда.

Из числа судей местного общего суда избираются следственные судьи, осуществляющие полномочия судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве.

  • апелляционные суды:
  • апелляционными судами по рассмотрению гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях являются апелляционные суды, которые образуются в апелляционных округах;
  • апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел являются апелляционные хозяйственные суды, которые образуются в соответствующих апелляционных округах;
  • апелляционными судами по рассмотрению административных дел являются апелляционные административные суды, которые образуются в соответствующих апелляционных округах.

Апелляционные суды действуют как суды апелляционной инстанции, а в случаях, определённых процессуальным законом, - как суды первой инстанции, по рассмотрению гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

В составе апелляционного суда могут образовываться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел. Такую судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, избираемый из числа судей этого суда сроком на три года.

 

  • Верховный Суд - самый высокий суд в системе судоустройства Украины.

 В состав Верховного Суда входят судьи в количестве не более двухсот судей:

  • Большая Палата Верховного Суда;
  • Кассационный административный суд;
  • Кассационный суд;
  • Кассационный уголовный суд;
  • Кассационный гражданский суд.

В состав каждого кассационного суда входят судьи соответствующей специализации.

В каждом кассационном суде образуются судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел, с учётом специализации судей.

Для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды.

В системе судоустройства высшие специализированные суды действуют как суды первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел.

Высшими специализированными судами являются:

  • Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности;
  • Высший антикоррупционный суд.

 Высшие специализированные суды рассматривают дела, отнесенные к их юрисдикции процессуальным законом.

В составе высшего специализированного суда могут образовываться судебные палаты. Решение о создании судебной палаты, ее состав, а также об избрании секретаря судебной палаты принимаются собранием судей соответствующего высшего специализированного суда по предложению председателя суда. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, избираемый из числа судей этого суда сроком на три года.

Суды специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях. Новеллой закона является то, что в общих судах и апелляционных судах будет действовать специализация судей по осуществлению уголовного производства в отношении несовершеннолетних. Также в случаях, определённых законом, а также по решению собрания судей соответствующего суда может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел.

Итак, разобравшись новой системой судоустройства можно подытожить, что систему судоустройства составлять местные суды, апелляционные суды и Верховный Суд. Для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства будут действовать высшие специализированные суды.

Законопроект определяет, что высшим судом в системе судоустройства является Верховный Суд. В состав Верховного Суда входят не более двухсот судей, что вдвое меньше по сравнению с общим количеством судей судов кассационной инстанции и Верховного Суда Украины в настоящее время. В составе Верховного Суда действуют пять структурных подразделений: Большая Палата Верховного Суда, Кассационный административный суд, Кассационный суд, Кассационный уголовный суд, Кассационный гражданский суд.

Законопроект также предусматривает возможность обновления других судов: создание местных окружных судов, апелляционных судов в соответствующих округах и тому подобное.

Отдельной новеллой законопроекта является создание в системе судоустройства новых высших специализированных судов как судов первой инстанции по рассмотрению определённых категорий дел: Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высшего антикоррупционного суда, пересмотр решений которых будет осуществляться Верховным Судом.

Создание указанных судов соответствует положительному опыту европейских стран и позволит быстро и оперативно рассматривать споры, отнесённые к их юрисдикции, высококвалифицированными судьями соответствующей специализации.

Требования к должности судьи местного суда, апелляционного суда, Верховного суда и Высших специализированных судов.

Остановимся теперь поподробнее на требованиях к должности судьи различных судов. В законопроекте предложены изменения относительно статуса судьи, в частности: повышен возрастные и профессиональные цензы к кандидатам на должность судьи, введён конкурсный принцип назначения судьи на должность, уточнены и усиленно гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Так, на должность судьи может быть назначен гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентен и владеющий государственным языком. При этом требование о компетентности охватывать не только профессиональный аспект, а также другие аспекты - в частности личный, социальный и тому подобное.

Рассмотрим подробнее требования к кандидатам на должность судьи:

  • гражданин Украины;
  • возраст не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет;
  • высшее юридическое образование - высшее юридическое образование степени магистра (или приравнённая к ней высшее образование по образовательно-квалификационному уровню специалиста), полученное в Украине, а также высшее юридическое образование степени, полученное в иностранных государствах и признана в Украине в установленном законом порядке;
  • стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет - стаж профессиональной деятельности лица по специальности после получения им высшего юридического образования;
  • компетентность, добродетельность;
  • владение государственным языком.

Не может быть назначено судьёй лицо, которое:

1) признано судом ограниченно дееспособным или недееспособным;

2) имеет хронические психические или другие заболевания, препятствующие выполнению функций по осуществлению правосудия;

3) имеет неснятую или непогашенную судимость;

4) по закону применяется запрет занимать соответствующую должность;

5) было ранее освобождено от должности судьи за совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, несовместимо со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности, нарушение требований относительно несовместимости, нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества или в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора в отношении такого лица, кроме случаев признания в судебном порядке противоправным решение об освобождении от этих оснований или отмены обвинительного приговора суда.

5) было ранее освобождено от должности судьи по результатам квалификационного оценивания.

А вот судьей апелляционного суда может быть:

  • лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи;
  • лицо, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие в апелляционном суде;
  • лицо, имеющее стаж работы судьёй не менее пяти лет.

Судьей Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности может быть:

  • лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи;
  • лицо, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие в Высшем суде по вопросам интеллектуальной собственности
  • лицо, имеющее стаж работы в должности судьи не менее трёх лет;
  • лицо, имеющее опыт профессиональной деятельности представителя по делам интеллектуальной собственности (патентного поверенного) не менее пяти лет;
  • лицо, имеющее опыт профессиональной деятельности адвоката по осуществлению представительства в суде по делам о защите прав интеллектуальной собственности не менее пяти лет.

Судьёй Высшего антикоррупционного суда может быть:

  • лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи;
  • лицо, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие в Высшем антикоррупционном суде.

Судья Верховного Суда может быть:

  • лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи;
  • лицо, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие в Верховном Суде;
  • лицо, имеющее стаж работы в должности судьи не менее десяти лет;
  • лицо, имеющее научную степень в области права и стаж научной работы в сфере права не менее десяти лет;
  • лицо, имеющее опыт профессиональной деятельности адвоката по осуществлению представительства в суде и / или защиты от уголовного обвинения как минимум десять лет.

 

Несовместимости пребывания на должности судьи.

Законом предусмотрены и требования относительно несовместимости пребывания на должности судьи. Такими являются:

  1. Пребывание в должности судьи несовместимо с занятием должности в любом другом органе государственной власти, органе местного самоуправления и с представительским мандатом. А также несовместимо с наличием запрета такому лицу занимать должности, в отношении которых осуществляется очистка власти в порядке, определённом Законом Украины "Об очистке власти".
  2. Судья не может совмещать свою деятельность с предпринимательской, адвокатской деятельностью, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу (кроме преподавательской, научной или творческой), а также входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, целью которого является получение прибыли.
  3. Лица, являющиеся держателями акций или обладают другими корпоративными правами имеют другие имущественные права или иной имущественный интерес в деятельности любого юридического лица, имеющего целью получение прибыли, обязаны передать такие акции (корпоративные права) или другие соответствующие права в управление независимой третьему лицу (без права предоставления инструкций такому лицу по распоряжению такими акциями, корпоративными или другими правами, или по реализации прав, из них возникают) на время пребывания в должности судьи. Судья может получать проценты, дивиденды и другие пассивные доходы от имущества, собственником которого он является.
  4. Судья не может принадлежать к политической партии или профессиональному союзу, проявлять благосклонность к ним, принимать участие в политических акциях, митингах, забастовках. Также судья не может быть кандидатом на выборные должности в органах государственной власти (кроме судебной) и органах местного самоуправления, а также участвовать в предвыборной агитации.

Мониторинг образа жизни судьи.

Новеллой Закона является и мониторинг образа жизни судьи, который будет производиться для установления соответствия уровня жизни судьи имеющемуся у него и членов его семьи имуществу и полученным ими доходам. Такой мониторинг может быть проведён по требованию Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Высшего совета правосудия. Результаты мониторинга образа жизни судьи могут также использоваться для оценки соблюдения судьёй правил судейской этики и обязательно включается в судейское досье.

Не будем забывать и об обязательной подаче судьёй декларации, полная проверка которой осуществляется центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику. Происходит проверка достоверности задекларированных судьёй сведений и признаков незаконного обогащения. Такая полная проверка декларации поданной судьёй осуществляется не реже одного раза в пять лет, а также по соответствующему запросу Высшей квалификационной комиссии судей Украины или Высший совет правосудия. Законом также возлагается обязанность судьи подавать декларацию родственных связей судьи, которую судья обязан ежегодно до 1 февраля подавать путём заполнения на официальном сайте Высшей квалификационной комиссии судей Украины. И ещё судья обязан ежегодно до 1 февраля подавать таким же путём заполнять декларацию добродетели судьи. Такая декларация добродетели судьи состоит из перечня утверждений, правдивость которых судья должен задекларировать путем их подтверждения или неподтверждения.

Дисциплинарная ответственность судей.

Природа судейского иммунитета при осуществлении правосудия заключается в запрете привлечения судьи к уголовной ответственности за его юридическую позицию, изложенную в решении, поскольку наличие такого исключает независимость судьи и беспристрастность.

В то же время судья будет нести уголовную или дисциплинарную ответственность за преступления (например, получение неправомерной выгоды) и дисциплинарные проступки, косвенно могут влиять на юридическую позицию судьи при осуществлении им правосудия. В частности, судья может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в случае, если он нарушает установленные законом требования к содержанию судебного решения, не дает оценки доводам сторон, не обосновывает своего решения.

Законопроектом предусмотрено, что судью нельзя теперь привлечь к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка. Относительно действий, не связанных с выполнением судейских функций, судья будет нести юридическую ответственность в общем порядке.

Ознакомимся подробней с основаниями дисциплинарной ответственности судьи. Итак, судья может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по следующим основаниям:

1) умышленное или вследствие небрежности:

а) незаконный отказ в доступе к правосудию что привело к невозможности реализовать участниками процесса предоставленные им процессуальные права и выполнить процессуальные обязанностей или привело к нарушению правил юрисдикции или состава суда;

б) неуказание в судебном решении мотивов принятия или отклонения доводов сторон по существу спора;

в) нарушение принципов гласности, открытости судебного процесса, равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом;

г) необеспечение обвиняемому права на защиту, препятствование реализации прав других участников судебного процесса;

д) нарушение правил отвода (самоотвода);

2) необоснованное затягивание или непринятие судьёй мер по рассмотрению заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом, промедление с изготовлением мотивированного судебного решения, несвоевременное предоставление судьёй копии судебного решения для его внесения в Единый государственный реестр судебных решений;

3) допущение судьёй поведения, порочащего звание судьи или которое подрывает авторитет правосудия;

4) нарушения прав человека и основных свобод умышленное или в связи с очевидной неосторожностью допущенные судьёй, который принимал участие в принятии судебного решения;

5) разглашение судьёй охраняемой законом, в том числе тайны совещательной комнаты, или информации, ставшей известной судьи при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании;

6) несообщение судье Высшего совета правосудия и Генерального прокурора о случае вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия;

7) несообщение или несвоевременное сообщение Совету судей Украины о реальном или потенциальном конфликте интересов судьи;

8) вмешательство в процесс правосудия другими судьями;

9) непредставление или несвоевременное представление для обнародования декларации;

10) указание в декларации заведомо ложных сведений или умышленное неуказание сведений;

11) использование статуса судьи с целью незаконного получения им или третьими лицами материальных благ, или другой выгоды, если такое правонарушение не содержит состава преступления или уголовного проступка;

12) допущение судьей недобросовестного поведения, в том числе осуществление судьей или членами его семьи расходов, превышающих доходы такого судьи и доходах членов его семьи; установление несоответствия уровня судьи задекларированным доходам; неподтверждения судьей законности источника происхождения имущества;

13) непредоставление информации или предоставление заведомо недостоверной информации по законному требованию члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины и / или члена Высшего совета правосудия;

14) непрохождения курса повышения квалификации в Национальной школе судей Украины;

15) признание судьи виновным в совершении коррупционного правонарушения или правонарушения, связанного с коррупцией;

16) непредставление или несвоевременное представление декларации родственных связей судьей;

17) представление в декларации родственных связей судьи заведомо недостоверных (в том числе неполных) сведений;

18) непредставление или несвоевременное представление декларации добродетели судьей;

19) декларирование заведомо недостоверных (в том числе неполных) утверждений в декларации добродетели судьи.

Право на обращение с жалобой по дисциплинарному проступку судьи (дисциплинарной жалобе) имеет любой гражданин.

За дисциплинарные проступки к судьям может применяться дисциплинарное взыскание в виде:

1) предупреждение;

2) выговора - с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение одного месяца;

3) строгого выговора - с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение трех месяцев;

4) представление о временном (от одного до шести месяцев) отстранение от правосудия - с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи и обязательным направлением судьи в Национальную школу судей Украины для прохождения курса повышения квалификации;

5) представление о переводе судьи в суд низшего уровня;

6) представление об освобождении судьи от должности.

Полномочия Верховной Рады Украины о предоставлении согласия на задержание судьи или содержание под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом передаётся новым Законом в орган системы правосудия - Высший совет правосудия. Таким образом, из указанного процесса устранили политическую составляющую.

Порядок назначения на должность судьи, освобождение от должности судьи и прекращение полномочий судьи.

Законом также определён порядок назначение на должность судьи, которое осуществляется Президентом Украины на основании и в пределах представления Высшего совета правосудия.

С целью обеспечения стандарта несменяемости судей, как одной из гарантий независимости законопроект предусматривает отмену института "назначение судьи на должность впервые" (пятилетний, так называемый "испытательный", срок для судей) и занятия должностей судьями только бессрочно. С целью приведения положений законодательства с конституционными изменениями, разработанных в соответствии с рекомендациями Венецианской Комиссии, а также учитывая положения статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в законопроект включена норма, которая предусматривает, что суд образуется, реорганизуется и ликвидируется только законом. Президент лишается полномочий по созданию и ликвидации судов своим указом.

Освобождение от должности судьи и прекращение полномочий судьи происходит исключительно на основаниях, определённых статьёй 126 Конституции Украины. А именно, судья освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае:

1) окончания срока, на который он избран или назначен;

2) достижения судьёй шестидесяти пяти лет;

3) невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья;

4) нарушения судьёй требований относительно несовместимости;

5) нарушение судьёй присяги;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него;

7) прекращения его гражданства;

8) признание его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

9) подачи судьёй заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию.

Полномочия судьи прекращаются в случае его смерти.

Решение об освобождении судьи от должности принимает Высший совет правосудия в порядке, установленном Законом Украины "О Высшем совете правосудия".

Судейское самоуправление.

Есть у судей и самоуправление, которое создано для защиты профессиональных интересов судей и решения вопросов внутренней деятельности судов в Украине. Судейское самоуправление является одной из гарантий обеспечения независимости судей. Деятельность органов судейского самоуправления должна способствовать созданию надлежащих организационных и других условий для обеспечения нормальной деятельности судов и судей, утверждать независимость суда, обеспечивать защиту судей от вмешательства в их деятельность, а также повышать уровень работы с кадрами в системе судов.

Закон вступает в силу со дня, следующего за днём его опубликования, но не ранее дня вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)".

В переходный период районные, межрайонные, районные в городах, городские, районные суды продолжают осуществлять свои полномочия до образования и начала деятельности местного окружного суда, юрисдикция которого распространяется на соответствующую территорию.

Сегодня мы рассмотрели основные составляющие нового Закона, подробно остановились на новеллах права в работе правосудия. Будем надеяться, что Закон заработает и поспособствует эффективной работе «машины» правосудия, восстановлению доверия граждан к судебной системе и оправдает наши ожиданиями повышению качества правосудия.

Комментарии

Название
Электронная почта
Сообщение

У Вас возник юридический вопрос или Вам нужна помощь адвоката или юриста?

Обратиться к адвокату или юристу

Наши услуги: