Новости законодательства и практики его пременения

Главная / Новости законодательства и практики его пременения / Частные исполнители: все аспекты новеллы в исполнительном производстве

Частные исполнители: все аспекты новеллы в исполнительном производстве

02 июня 2016 года были приняты Верховной Радою Украины и подписаны Президентом Украины Закон Украины «Об исполнительном производстве», Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (далее по тексту Закон), которые были опубликованы 05.07.2016 года. Указанные законы вступают в силу через месяц после опубликования, то есть с 05. 10.2016 года. Более подробно Закон Украины «Об исполнительном производстве» был рассмотрен нами в статье «Все аспекты нового закона об исполнительном производстве».

  1. Органы и лица, осуществляющие принудительное исполнение решений. Кто такие частные исполнители.
  2. Особенности исполнительных действия частных исполнителей.
  3. Приостановление и прекращение деятельности частного исполнителя.

 

Органы и лица, осуществляющие принудительное исполнение решений. Кто такие частные исполнители.

Новым законом внесены изменения в перечень органов и лиц, осуществляющих принудительное исполнение решений. Итак, принудительное исполнение решений возлагается на органы государственной исполнительной службы (государственных исполнителей) и на частных исполнителей в случаях четко предусмотренных Законом.

Организация и деятельность по принудительному исполнению судебных решений и решений других органов частными исполнителями, их задачи и правовой статус урегулирован новым Законом Украины "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов ". Попробуем разобраться какие же именно решения могут принудительно исполнять частные исполнители, их права, а также обязанности по новому закону. 

Итак, частным исполнителем может быть:

  • гражданин Украины;
  • не менее 25 лет;
  • наличие высшего юридического образования не ниже второго уровня;
  • владение государственным языком;
  • стаж работы в области права после получения диплома не менее 2 лет;
  • сдавший квалификационный экзамен.

Частный исполнитель является субъектом независимой профессиональной деятельности (например, как нотариус, арбитражный управляющий, оценщик, иные).

Законом также урегулирован исчерпывающий список лиц, которые не могут быть частными исполнителями. Итак, частным исполнителем не может быть лицо:

1) не соответствующее требованиям, рассмотренным нами выше;

2) которое признано судом ограниченной в гражданской дееспособности или недееспособным;

3) которое имеет не снятую или непогашенную судимость;

4) совершившее коррупционное правонарушение или нарушение, связанное с коррупцией, - в течение трех лет со дня совершения;

5) которому за нарушение требований законодательства аннулировано свидетельство о праве на занятие нотариальной или адвокатской деятельностью, или деятельностью арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), лишенному права на осуществление деятельности частного исполнителя, - в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения;

6) освобожденное от должности судьи, прокурора, работника правоохранительного органа, с государственной службы или службы в органах местного самоуправления в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности, - в течение трех лет со дня увольнения.

Кроме этого, частный исполнитель не может заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной, творческой и иной бесприбыльной деятельностью) или предпринимательской деятельностью.

При Министерстве юстиции Украины создаётся Квалификационная комиссия частных исполнителей, которая и определяет уровень профессиональной подготовленности желающих стать частными исполнителями, а также принимает решение о предоставлении права на осуществление деятельности частного исполнителя по результату экзамена – выдаёт удостоверение частного исполнителя.

Государством также будет создан Единый реестр частных исполнителей Украины, доступ к которому будет через официальный сайт Министерства юстиции Украины.

Интересно, что законом предусмотрено обязательное страхование частных исполнителей на сумму 10 % от общей суммы взыскания по исполнительным документам, находящимся на исполнении у него в течение года, но не менее 1000 минимальных размеров заработной платы по состоянию на начало соответствующего календарного года (на сегодняшний день минимальная заработная плата составляет 1 450  грн.). А без действующего договора страхования гражданско-правовой ответственности запрещается осуществление деятельности частного исполнителя.

Каждый частный исполнитель будет прикреплён к конкретному исполнительному округу: АРК, области, городов Киев и Севастополь. Таким образом, частный исполнитель вправе принимать к исполнению исполнительные документы только в своём исполнительном округе. 

Высокие требования ставятся и к рабочему месту частного исполнителя. Офис частного исполнителя должен находиться в его исполнительном округе и быть оборудован необходимой техникой, местом для приёма посетителей, сейфом и архивом.

 

Особенности исполнительных действия частных исполнителей.

 А теперь поговорим о непосредственно выполняемых функциях частного исполнителя – проведению исполнительных действий. Частный исполнитель с целью принудительного исполнения решения суда имеет право привлекать работников полиции для содействия в совершении исполнительных действий. Для этого частный исполнитель обращается с мотивированным ходатайством к руководителю территориального органа полиции по месту проведения исполнительного действия, такое ходатайство должен быть рассмотрено по существу не позднее следующего рабочего дня.

За совершение исполнительных действий частный исполнитель получает вознаграждение, которое состоит из основного и дополнительного. Основное вознаграждение может быть в виде фиксированной суммы или процента от суммы взыскания или стоимости имущества, подлежащего передаче по исполнительному документу. Размер основного вознаграждения частного исполнителя устанавливается Кабинетом Министров Украины. По договорённости между частным исполнителем и кредитором может быть предусмотрено дополнительное авансирование расходов исполнительного производства и дополнительное вознаграждение.

Контроль за деятельностью частного исполнителя осуществляется Министерством юстиции Украины путём проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года с обязательным уведомлением частного исполнителя о времени и месте проведения проверки не позднее чем за 10 дней до ее начала. А вот внеплановые проверки могут проводиться по заявлению частного исполнителя о проведении проверки, письменному обращению участников исполнительного производства по решениям, действий или бездействия частного исполнителя или в случае непредставление частным исполнителем в установленные сроки отчётности или иной информации и/или представление недостоверной информации.

Частный исполнитель может осуществлять принудительное исполнение всех решений, рассмотренных нами выше в статье «Все аспекты нового закона об исполнительном производстве», кроме:

1) решений об отобрании и передачи ребенка, установления свиданий с ним или устранение препятствий в свидании с ребенком;

2) решений, по которым должником является государство, государственные органы, органы местного самоуправления, организации, юридические лица, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов;

3) решений, по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом;

4) решений, по которым взыскателями являются государство, государственные органы;

5) решений административных судов и решений Европейского суда по правам человека;

6) решений, которые предусматривают совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности;

7) решений о выселении и вселении физических лиц;

8) решений, по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена;

9) решений о конфискации имущества.

 

Приостановление и прекращение деятельности частного исполнителя.

Деятельность частного исполнителя приостанавливается в таких случаях:

1) по собственному желанию;

2) в случае временного отсутствия, которое продолжается более 10 дней, - на срок такой временного отсутствия;

3) если частный исполнитель не заключил договор о страховании гражданско-правовой ответственности - на срок до заключения такого договора, но не более чем на один месяц со дня установления этих обстоятельств;

4) в случае применения к частному исполнителя дисциплинарного взыскания в виде приостановления деятельности частного исполнителя - на срок, определённый в решении Дисциплинарной комиссии;

5) в случае применения к частному исполнителя в качестве подозреваемого или обвиняемого в уголовном производстве мер в виде домашнего ареста с запретом покидать жилье круглосуточно или в рабочее время или содержания под стражей - на время действия меры пресечения, в случае применения меры обеспечения уголовного производства в виде временного ограничения в пользовании специальным правом - на время действия такого мероприятия;

6) в случае неуплаты частным исполнителем членских взносов Ассоциации частных исполнителей Украины - до уплаты таких взносов.  

Мы не будем уделять отдельное внимание дисциплинарным взысканиям частных исполнителей, заметим лишь то, что такие взыскание производятся по решению Дисциплинарной комиссии и могут быть в виде: предупреждения, выговора, приостановления деятельности частного исполнителя на срок до шести месяцев и прекращения деятельности частного исполнителя.

Прекращение деятельности частного исполнителя происходит в случае:

1) представление частным исполнителем заявления о прекращении деятельности частного исполнителя;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда, которым частный исполнитель осужден за умышленное преступление;

3) вступления в законную силу решения суда, согласно которому частный исполнитель привлечен к ответственности за административное коррупционное правонарушение;

4) применение к частному исполнителя дисциплинарного взыскания в виде прекращения деятельности частного исполнителя;

5) не заключения частным исполнителем договора страхования гражданско-правовой ответственности в течение одного месяца со дня приостановления деятельности частного исполнителя;

6) не сдачи частным исполнителем экзамена в порядке, определенном законом;

7) установление Министерством юстиции Украины факта несоответствия частного исполнителя требованиям установленным законом;

8) потери частным исполнителем гражданства Украины или выезда за пределы Украины на постоянное проживание;

9) признания частного исполнителя безвести пропавшим или объявления его умершим;

10) смерти частного исполнителя.

Информации о прекращении деятельности частного исполнителя обязательно вносится в Единый реестр частных исполнителей Украины.

Сегодня мы разобрались с правовым статусом частных исполнителей. Будем надеется, что новый институт частного принудительного выполнения решений разгрузит государственную исполнительную службу, что качественно повысит их работу и поможет разрешить вопрос соблюдения ими сроков в исполнительном производстве.

Комментарии

Название
Электронная почта
Сообщение

У Вас возник юридический вопрос или Вам нужна помощь адвоката или юриста?

Обратиться к адвокату или юристу

Наши услуги: