Новости законодательства и практики его пременения

Главная / Новости законодательства и практики его пременения / Новые ограничения переводов денежных средств как усиление противодействия легализации (отмыванию) доходов

Новые ограничения переводов денежных средств как усиление противодействия легализации (отмыванию) доходов

28 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон).

Разберемся подробнее в изменениях касаемых перевода средств.

Статьей 14 Закона устанавливаются новые требования по сопровождению перевода средств информацией о плательщике и получателе, а также порядок проведения надлежащей проверки при осуществлении переводов денежных средств без открытия счета.

Так, частью первой статьи 14 Закона установлены общие требования к перечню информации о плательщике и получателе, которая должна сопровождать перевод средств.

Итак, субъект первичного финансового мониторинга, предоставляющий услуги перевода средств плательщику (инициатору перевода), осуществляет надлежащую проверку путем верификации плательщика (инициатора перевода) на основании официальных документов или информации, полученной из официальных и / или надежных источников, а также в части данных:

информации о плательщике (инициатора перевода):

а) физическое лицо (физическое лицо - предпринимателя) - фамилия, имя и (при наличии) отчество; номер счета / электронного кошелька, на котором хранятся электронные деньги (далее - электронный кошелек), из которого списываются средства, а в случае отсутствия счета - уникальный учетный номер финансовой операции, который позволяет осуществить отслеживание операции (далее - уникальный учетный номер финансовой операции) ; место жительства (или место пребывания физического лица - резидента или место временного пребывания физического лица - нерезидента в Украине) или номер (и при наличии - серию) паспорта гражданина Украины (или другого документа, удостоверяющего личность и согласно законодательству Украины может быть использован на территории Украины для заключения сделок), или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или дата и место рождения;

б) юридическое лицо - полное наименование; местонахождение или идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (для резидентов), номер счета / электронного кошелька, с которого списываются средства, а в случае отсутствия счета - уникальный учетный номер финансовой операции;

в) траст или другое подобное правовое образование - полное наименование; местонахождение, номер счета / электронного кошелька, с которого списываются средства, а в случае отсутствия счета - уникальный учетный номер финансовой операции.

Согласно статьи 6 Закона субъектами первичного финансового мониторинга (СПФМ) являються:

1)банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;

2) платежные организации, участники или члены платежных систем;

3) товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;

4) профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;

5) операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода) и осуществления валютных операций;

6) филиала или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;

7) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга (кроме лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений):

а) субъекты аудиторской деятельности;

б) бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету;

в) субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;

г) адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;

г) нотариусы;

д) субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;

е) лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечение деятельности или управления юридическими лицами;

е) субъекты хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;

ж) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;

з) субъекты хозяйствования, предоставляющих услуги в сфере лотерей и / или азартных игр;

8) поставщик услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;

9) другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Под верификацией исходя из закона следует понимать меры, которые принимает СПФМ с целью проверки (подтверждения) принадлежности соответствующему лицу полученных СПФМ идентификационных данных и/или с целью подтверждения данных, позволяющих установить конечных бенефициарных владельцев или их отсутствие. То есть проверка и подтверждение данных плательщика или получателя для его идентификации, чтоб установить конкретное лицо совершающее финансовую операцию.

Верификация плательщика (инициатора перевода) не проводиться:

 в случае инициирования перевода в пределах Украины с использованием электронных платежных средств, электронных денег, виртуальных активов на сумму, меньше чем 30 000 гривен (или эквивалентную сумму в иностранной валюте) и отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями, в сумме превышающие 30 000 гривен

в случае инициирования перевода за пределы Украины, в том числе с использованием виртуальных активов, на сумму, меньше чем 30 000 гривен (или эквивалентную сумму в иностранной валюте) и отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями, в сумме превышающие 30 000 гривен.

Однако такие операции будут проводиться все-равно при наличии данных  о плательщике (инициаторе перевода) и получателе, минимум которых определен Законом.

Субъект первичного финансового мониторинга, предоставляющий услуги перевода средств получателю, осуществляет надлежащую проверку к зачислению перевода на счет получателя или выдачи ему в наличной форме путем верификации получателя на основании официальных документов или информации, полученной из официальных и / или надежных источников, а также в части данных:

информации о получателе перевода средств:

а) физическое лицо (физическое лицо - предпринимателя) - фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер счета / электронного кошелька, на который зачисляются средства, а в случае отсутствия счета - уникальный учетный номер финансовой операции;

б) юридическое лицо - полное наименование, номер счета / электронного кошелька, на который зачисляются средства, а в случае отсутствия счета - уникальный учетный номер финансовой операции;

в) траст или другое подобное правовое образование - полное наименование, номер счета / электронного кошелька, на который зачисляются средства, а в случае отсутствия счета - уникальный учетный номер финансовой операции..

Верификация получателя не проводиться:

в случае выплаты перевода на сумму, меньше чем 30 000 гривен (или эквивалентную сумму в иностранной валюте) и отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями, в сумме превышающие 30 000 гривен.

Требования настоящей статьи не распространяются на случаи осуществления:

1) операций снятия средств с собственного счета;

2) перевода средств с целью уплаты налогов, сборов, платежей, сборов на обязательное государственное пенсионное и социальное страхование, штрафных санкций и пени за нарушение законодательства в государственный и местные бюджеты, Пенсионный фонд, на счета органов государственной власти, органов местного самоуправления или перевода средств за жилищно-коммунальные услуги;

3) перевода средств, когда плательщик (инициатор перевода) и получатель являются субъектами первичного финансового мониторинга, предоставляющих услуги по переводу средств, а также действуют от своего имени и за свой счет;

4) перевода средств, в случае если используются электронные платежные средства или электронные деньги для оплаты товаров или услуг и номер электронного платежного средства и / или заранее оплаченной карточки многоцелевого использования сопровождает перевод на всем пути движения средств;

5) перевода средств на сумму, меньше чем 30 000 гривен (или сумму эквивалентную указанной сумме в иностранной валюте) для зачисления на счет получателя исключительно с целью оплаты стоимости товаров, работ, услуг, погашение задолженности по кредиту при условии, что субъект первичного финансового мониторинга, предоставляющий услуги по переводу средств получателю, может осуществить отслеживание через получателя с помощью уникального учетного номера финансовой операции перевода средств и определить лицо, которое заключило договор с получателем о поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг, предоставления кредита;

6) перевода средств между плательщиком (инициатором перевода) и получателем платежа, проводимой через посредника, уполномоченного вести переговоры и заключать договор купли-продажи товаров или услуг от имени плательщика (инициатора перевода) или получателя;

7) операции по обеспечению проведения перевода средств, осуществляемых операторами услуг платежной инфраструктуры;

8) перевода средств наличными в пределах Украины в сумме, меньше чем 5000 гривен, и отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями, в сумме превышающие 5000 гривен.

Таким образом, проверка данных с целью установить данные плательщика или получателя не будет проводиться при снятии средств с собственного счета, оплате налогов, сборов, иное государству, при покупке товаров, работ, услуг, погашение задолженности по кредиту на сумму меньше чем 30 000 гривен, но в том случае когда  СПФМ  может отследить перевод и определить лицо, которое заключило договор о поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг, предоставления кредита для последующего зачисления Ваших средств в счет покупке товаров, работ, услуг, погашение задолженности по кредиту, а также при переводе меньше чем 5000 гривен наличными в пределах Украины, при условии отсутствия связей  такого перевода с иными более крупными переводами.

Касательно же переводов средств в сумме меньше чем 5000 гривен стоит отметить, что Национальным банком Украины были даны разъяснения для банков, которые являются  одним из крупнейших СПФМ, согласно которых - переводы средств, инициируемые в наличной форме без открытия счета в пределах Украины на сумму, равную или превышающую 5000 гривен (или эквивалентную сумму в иностранной валюте) должны сопровождаться информацией о плательщике и получателе с проведением ее верификации (данные физического лица или физического -лица – предпринимателя или юридического лица, а также данные о правовом образовании средств).

Таким образом, при перечислении денежных средств без открытия текущего счета («бросить на карту», «пополнить карту») СПФМ могут требовать от Вас информацию не только по данным физического лица или физического - лица – предпринимателя или юридического лица, которое перечислило Вам деньги, но и данные о происхождении таких средств.

Что же касается действий СПФМ в таком случае, то согласно изменений в Закон, СПФМ имеет право по поручению или по решению специально уполномоченного органа финансового мониторинга останавливать проведение расходных финансовых операций или обеспечить мониторинг финансовой операции.

Основаниям приостановки финансовых операций посвящен большой раздел Закона.

Итак, СПФМ вправе приостановить осуществление финансовых операций, если они являются подозрительными, или если они содержат признаки совершения уголовного преступления определенного Уголовным кодексом Украины.

Такая приостановка финансовых операций осуществляется без предварительного уведомления клиента на два рабочих дня со дня приостановления включительно.

СПФМ в день остановки финансовой операции обязан незамедлительно сообщить о такой финансовой операции и об остатке средств на счете клиента специально уполномоченному органу финансового мониторинга, участникам такой финансовой операции.

Приостановление финансовых операций может быть продолжено решением специально уполномоченного органа финансового мониторинга на срок до семи рабочих дней, о чем СПФМ обязан немедленно сообщить субъекта первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решения в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины.

При наличии мотивированных подозрений в незаконности финансовой операции приостановление такой операции возможно сроком до 30 дней.

Возобновление проведения финансовых операций производиться СПФМ:

на 3 рабочий день со дня приостановления финансовой операции в случае неполучения СПФМ незамедлительного решение специально уполномоченного органа финансового мониторинга о дальнейшем приостановлении финансовой операции;

немедленно, но не позднее следующего рабочего дня после дня получения СПФМ в течение срока, указанного в решении специально уполномоченного органа о дальнейшем приостановлении соответствующих финансовых операций или о приостановлении расходной финансовой операции, сообщение об отмене специально уполномоченным органом такого решения, но не позднее 31 рабочих дней со дня приостановления финансовой операции;

следующего рабочего дня после даты окончания срока приостановления соответствующих финансовых операций, указанных в решении специально уполномоченного органа о продлении остановки соответствующих финансовых операций (расходных финансовых операций);

немедленно, но не позднее следующего рабочего дня после дня получения СПФМ поручение специально уполномоченного органа о восстановлении финансовых операций, остановленных на выполнение соответствующего запроса уполномоченного органа иностранного государства.

Таким образом, приостановление финансовой операции СПФМ может быть произведено на срок не более 2 дней, а по решению уполномоченного органа финансового мониторинга не более чем на 30 дней.

Подытожив указанное выше, перечислении денежных средств без открытия текущего счета («бросить на карту», «пополнить карту») теперь ограничено не только суммой в 5000 грн., но и связью с более крупными переводами, что может быть основанием для приостановления  Ваших финансовых операций.

Комментарии

У Вас возник юридический вопрос или Вам нужна помощь адвоката или юриста?

Обратиться к адвокату или юристу

Наши услуги: