Новости законодательства и практики его пременения

Отменены завышенные тарифы на газ

Окружной административный суд города Киева рассмотрел исковое заявление к Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (далее - НКРЭКУ) о признании постановления № 583 от 03.03.2015 года «Об установлении розничных цен на природный газ, который используется для нужд населения» (далее - Постановление № 583) незаконным и его отмены, а также признании отсутствия полномочий в НКРЭКУ у лица -  исполняющего обязанности председателя, назначенного на основании Указа Президента Украины № 969/2014 от 30.12.2014 года.

03 ноября 2015 года Окружной административный суд города Киева признал Постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг № 583 от 03.03.2015 года «Об установлении розничных цен на природный газ, который используется для нужд населения» незаконным и недействительным с момента его принятия.

А также суд обязал Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг осуществить безотлагательное (со дня вступления настоящего постановления в законную силу) опубликование резолютивной части этого судебного решения в издании, в котором было официально обнародовано обжалуемое решение.

К такому решению суд пришёл на основании того, что, НКРЭКУ созданная Согласно Указу Президента Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг" (№ 694/2014 от 27.08.2014г.) не является правопреемником Национальной комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ). Указом Президента установлено лишь создать Национальную комиссию, которая будет осуществлять государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, при этом какие-либо положения о правопреемстве указанного лица в указе отсутствуют.

С 03.09.2014 года НКРЭ находится в состоянии прекращения. А НКРЭКУ является ново созданным органом, к которому не перешли права и обязанности НКРЭ.  Таким образом, суд пришёл к выводу о невозможности лицом, которое не является правопреемником предыдущего органа, изменять, отменять акты такого органа, который находится в процессе ликвидации или ликвидирован. Это нарушает основы правовых принципов, в частности, юридической определённости.

Суд также пришёл к выводу о незаконности Постановления № 583, поскольку по состоянию на дату принятия Постановления (03.03.2015р.) исключительные полномочия по установлению тарифов были только у НКРЭ.

Суд отметил, что властные полномочия предоставлены субъекту именно законом и могут быть изменены в сторону уменьшения или могут быть предоставлены другому лицу только законом, а не подзаконным нормативно-правовым актом. Поэтому обжалуемое Постановление № 583 принято с превышением властных полномочий.

Кроме того, суд согласится с тем, что Постановление подписано не уполномоченным на это лицом.

В соответствии с положениями части 2 ст.11 Закона Украины «Об очищении власти» № 1682-VII от 16.09.2014г. комиссия как коллегиальный орган образуется в составе Председателя комиссии и шести членов комиссии. Председатель, члены комиссии назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Украины путем издания соответствующего указа. Комиссия правомочна с момента назначения более половины ее общего количественного состава.

Председатель комиссии, в частности издает приказы, распоряжения и поручения по вопросам, относящимся к его компетенции.

Полномочия Председателя и членов комиссии прекращаются в случае их смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим. Не могут быть основаниями для освобождения Председателя или члена комиссии приобретение полномочий новоизбранным Президентом Украины.

По истечении срока полномочий Председатель или член комиссии продолжает исполнять свои обязанности до назначения нового соответственно Председателя или члена комиссии (ч.4 ст.11 Закона Украины «Об очищении власти» № N 1682-VII от 16.09.2014г.).

Итак, указанная норма закона не предусматривает такого должностного лица как «Исполняющий обязанности Председателя» и соответствующих его полномочий, а следовательно, полномочия на подписание соответствующего решения НКРЭКУ принадлежит исключительно Председателю, а не исполняющему обязанности Председателя.

Напомним, что Окружной административный суд города Киева является судом первой инстанции в рассмотрении административных споров, и в соответствии с положениями Кодекса об административном судопроизводстве Украины ответчик по этому делу может обжаловать решение суда в суде апелляционной инстанции. На сегодняшний день отсутствует информация о подачи апелляционной жалобы, мы будем отслеживать это вопрос.

Комментарии

Название
Электронная почта
Сообщение

У Вас возник юридический вопрос или Вам нужна помощь адвоката или юриста?

Обратиться к адвокату или юристу

Наши услуги: